Сегодня и вчера
Крымские татары. Мулла.
Оригинальная иллюстрация «Крымские татары. Мулла.» Автор:
Гун Карл Фёдорович (по оригинальной зарисовке Ситникова, предоставленной Императорским Русским Географическим обществом)


Техника:
Цветная литография
Время создания:
около 1862 года
Источник:
Смотреть полностью


Все почти Крымские Татары суть ханифиты. Они оказывают большое почтение своим улемам и благочестивым мужам.



Брун Ф. Крым в половине XVIII столетия. — Одесса, 1867. — С. 10.

Нравы и обычаи Крымских татар.

Татары эти среднего роста, широкоплечисты, имеют толстую и короткую шею, большую голову и маленькие черные глаза, в коих жилы с кровью ясно замечаются, тупой нос и черные волоса. Они легко переносят стужу и зной и купают детей в соленой воде, чтобы их приучить к перенесению холода. Уже с 12-летнего возраста дети начинают упражняться в военном ремесле. Костюм их состоит из двойного короткого платья из меха лисичьего и колпака из хвоста того же животного и называемого бук. Некоторый носят также бараньи шубы меховой стороной наружу, что сообщает им страшный вид, в особенности на лошади. Оружиями у них служат дюжина стрел с луком, сабля и нож. В мешке они возят с собою ремень, чтобы связать пленных и крищало. Их мурзы надевают железные шлемы и такие же перчатки. Некоторые вооружены также пиками, сделанными из ветвей древесных с железным острием. Эти Татары чрезвычайно поворотливы. Каждый из них ведет с собою, смотря но средствам своим, 4 — 5 лошадей; если одна из них уставала, то садится на другую. Лошади таким образом выучены, что все прочие следуют, если одна из них трогается с места, или же останавливаются, если она останавливается. При том они сильны и живы, хотя таковыми не кажутся, и бегают так, что никто не может их догнать. Любимейшее кушанье Татар — конина, они также охотно едят варенную кашу из муки и лошадиной крови. В походе они имеют обыкновение приготовить мясо для кушанья, кладя его под чепрак лошади, на которой ездят; когда это мясо становится так мягко, что из него начинает истекать кровь, тогда его съедают. Зажиточные Татары вместо воды пьют лошадиное молоко, которое делают кислым в течете двух дней примесью фермента. Напиток этот называется кумыс. Они также охотники до «бузе» (род пива), без которого именно не могут обойтись на свадьбах и празднествах. Из хлебных растений сеят в Крыму рожь и ячмень; сарацинское пшено также поспевает, и все это добывается в большом количестве. Все почти Крымские Татары суть ханифиты (правоверные магометане). Они оказывают большое почтение своим улемам и благочестивым мужам. Они имеют особенное сословие духовенства, отделенное от оттоманского, и особенные учебные заведения (медресе). Софты (готовящиеся поступить в звание улемов) часто похищают мальчиков у их родителей, с тем, чтобы их обучать и приготовить в законоведы. Никто, в подобных случаях, не требует обратно своего сына. Новорожденные дети без различия отдаются на попечение кормильцу (аталиг), у которого остаются до седьмого или восьмого года от роду. Женщины у сего народа не закрывают лице вуалем. В праздник байрама молодым людям дозволяется целовать любую женщину и с ней веселиться сколько угодно. Этот обычай называется у них «коллашмак». Тот, кто хочет жениться на девице, вправе с ней предварительно спать. Если же она забеременеет, то уже не обязан на ней жениться. Друзьям, в особенности чтимым, предоставляется наслаждаться невольницей, или же, если такой в доме нет, дочерью и даже женою хозяина. Если по призыву к войне Портой, сам хан выступает в поход, то не иначе, как с 80 000 войском Татар. Если же поход совершается под начальством калги, нурредина или же сына хана, то контингент, который за ним следует, составляет только 40 000 человек. В лагере делают музыку на литаврах и поднимаются с него только после начальника. Походы же большею частью предпринимаются зимой, когда замерзшие воды способствуют переходу, между тем как неверные Русские и Поляки, в это время года, не так удобно могут обороняться. Лошади Татар не имеют подков. Татары медленно выступают в поход, соблюдают строго дисциплину и даже обыкновенную молитву пять раз в день. Когда же возвращаются с похода, то переходят, не останавливаясь, пять станций вместо одной и забывают призыв к молитве (езань) и самую молитву. С быстротою облаков они тогда спешат вдоль по речным долинам, не разводя огня и не останавливаясь нигде более четверти часа. При первом знаке рожком они снова стремятся далее наподобие потоков. Во время грабежей или ночных нападений мурзы их собираются на месте, определенном для сбора добычи. Тут они, если не грозит опасность со стороны неприятеля, отдыхают трое суток. На возвратном пути они маршируют тремя отделениями. Первое везет с собою, добычу; за ней следуют оба другие…




Использовать можно, воровать нельзя
Неприятель возвратился назад, будучи совершенно опровергнут в своем ожидании.
О торговле в Бухарии русским хищническим золотом. Тайная миссия полковника Бутенева.
Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою
Отписка из Сургута в Кетский острог, что они получили из Москвы грамоту о приведении всех жителей к присяге на верность боярам. 1610 г. 10 декабря.
Обедали в Перекопе, где на воротах подписано: «Предпослала страх и привнесла мир»
Очередность строительства новых городов и частей будущей Белгородской черты находилась в полном соответствии с направлением татарских нападений
Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов
Турки были принуждены к сдаче не столько сухопутною осадою, сколько действиями Флота
Проба турок найти слабое место для овладения цитаделью была их первой неудачей и, вместе с тем, высказала их самонадеянность



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"