Сегодня и вчера
Свадьба в Малороссии. Давайте выкупа.
Произведение искусства «Свадьба в Малороссии. Давайте выкупа.» Автор:
Трутовский Константин Александрович


Размер:
73 x 107 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1881
Местонахождение:
Киевский государственный музей украинского искусства
Страна:
Украина
Смотреть полностью


Празднование понедельника в Малороссии



Киевская старина. Год шестой. Том XVII. Январь-Апрель 1887 г. — Киев, 1887. С. 180.

Во время «сватання», когда «запивают могорич», родители невесты объявляют сватовьям, какое именно приданое дают за дочерью, и вместе с тем выговаривают для последней право «понедилкувать», т. е. быть свободной в понедельник от обычных работ и занятий. По установившемуся обычаю, самый строгий и взыскательный супруг не имеет права заставить жену исполнять хозяйственные работы в понедельник, если она сама добровольно не откажется от своего права. Так установилось «с предков» и поддерживается теперь, хотя в последний десяток лет, по словам туземцев, некоторые рачительные хозяйки уже сами добровольно работают по понедельникам. Вышедшие в замужество за бориспольцев девицы из других сел имеют право «понедилкувать» наравне с туземками, но бориспольские девицы не пользуются этим правом при выходе замуж в другие селения.

В Борисполе обыкновенно водится так, что жена имеет в своем безотчетном распоряжении «жиноцьке» хозяйство, к которому относятся «дробина» (мелкая домашняя птица), продукты огородничества, конопля и лен (волокно и семена), мука и крупа для харчей, молочные скопы и сало. Вся выручка от этих предметов поступает в распоряжение жены и предназначается специально для заготовления приданого дочерям; сыновьям же ничего не уделяется, и нужды их пополняются отцом из общего хозяйства.

При таком порядке, женщины не стесняются припасать к понедельнику для продажи небольшое количество (торбинку или кошик) муки, гороху, фасоли и т. н. Выходя в понедельник на базар для распродажи, женщины усаживаются в ряды, избирая соседство с кумушками, свахами и приятельницами. После распродажи своих продуктов, некоторые делают кое какие покупки, между прочим почти всегда мясо в скоромные дни, и затем в компании отправляются для выпивки. В летнее время все эти «понедилкующие» женщины усаживаются на открытом воздухе, а зимой в хате, и начинается круговая... Многие остаются в компании весь день, а домашние иногда сидят без обеда, если нет в доме девочки, способной сварить обед. Весьма часто мужья заходят также выпить, под предлогом зазвать жену домой, если они живут между собой более или менее сносно; строптивый же или ревнивый муж в бабью компанию не пойдет, иначе его осмеют и наговорят ему с три короба всякой всячины. На поддержании «понедилкування» особенно настаивают матери, высказывая, что их «бабки и матери понедилкували, та й нам заказали».

В Борисполе бывают базары ежедневно (не исключая воскресений), но по понедельникам и пятницам базары именуются «торгами» и отличаются тем, что в эти дни обыкновенно наезжают «крамари» (торговцы) из Киева, Переяслава, Козельца и Остра с разными товарами, так что базар имеет характер ярмарки более или менее многолюдной. Пьянство в Борисполе настолько вкоренилось, что некоторые бабы не просто «понедилкуют», но положительно пьянствуют и последнее представляется как бы общим правилом. «Понедилкуванье» в этой своеобразной форме не пошло далее Борисполя и даже в ближайших селах не существует; пьянство же баб в базарные дни вообще встречается во многих местечках по всей Полтавщине.

По-видимому в Борисполе в прежнее время существовало женское братство, и еще не так давно делались сборы на «мироносиц» и на складочные деньги покупались «ставники» для приходских церквей; но теперь это уже вывелось.




Использовать можно, воровать нельзя
Неприятель возвратился назад, будучи совершенно опровергнут в своем ожидании.
О торговле в Бухарии русским хищническим золотом. Тайная миссия полковника Бутенева.
Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою
Отписка из Сургута в Кетский острог, что они получили из Москвы грамоту о приведении всех жителей к присяге на верность боярам. 1610 г. 10 декабря.
Обедали в Перекопе, где на воротах подписано: «Предпослала страх и привнесла мир»
Очередность строительства новых городов и частей будущей Белгородской черты находилась в полном соответствии с направлением татарских нападений
Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов
Турки были принуждены к сдаче не столько сухопутною осадою, сколько действиями Флота
Проба турок найти слабое место для овладения цитаделью была их первой неудачей и, вместе с тем, высказала их самонадеянность



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"